вторник, 15 марта 2011 г.

Образование и наука в годы НЭПА

Кампания ликвидации неграмотности среди взрослых. Происходила одна из важнейших работ по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В мае 1920 года IV Всеукраинский съезд советов принял решение о борьбе с неграмотностью.Все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось научиться грамоте.. К этой работе были привлечены писатели, которые должны были научить неграмотных рабочих и крестьян читать, писать и считать. Тогда же в Украине начали издаваться бувкари для взрослых "Долой неграмотность!", "Червоный прапор", "Букварь крестьянина" и т.д. Содержание такой литературы должно было обеспечить единство обучения элементарных навыков.
Развитие начального образования. Переход к мирному строительству способствовал развитию образованию в Украине. В 1922 году был принят "Кодекс законов о народном образовании в УССР". Чуть позже в Украине уже насчитывалось 1.5 млн безпризорных детей, сирот и полусирот. Со временем экономическое положение улучшилось, что дало возможность увеличить на протяжении 1923 - 1925 гг. почти в 7 раз ассигнования на образование. Тогда же были организованы десятки учебно - воспитательских учреждений для сирот и безпризорных. Одним из известных теоретиков и организаторов этой работы был А. Макаренко.
Высшая школа. Новый общественный порядок изменил определенным образом работу высших учебных заведений. Политика украинизации способствовала распростронению украинского языка в высшей школе. Сеть вузов в 20 - е годы быстро расширялась. В конце 20 - х годов украинцев среди студентов вузов республики было немного больше половины, русские составляли 20%, евреи - 22%.
Наука. Высшим государственным научным учреждением республики Совнарком УССР объявил в 1921 г. Всеукраинскую академию наук (ВУАН). Значительный вклад в ее развитие сделал С. Ефремов, который долгое время был вице - президентом ВУАН. В начале 1924 г. в Академии насчитывалось 37 действительных членов и около 400 научных сотрудников.

ВЫВОД: Впрочем, образование и наука развивалась неплохо в годы НЭПА, но, однако в годы нэпа так и не удалось привлечь к обучению всех детей. К концу 1925 г. вне школы оставалось еще свыше 40% детей школьного возраста. Особенно много их было в сельской местности. Провозглашенный советской властью курс на украинизацию довольно ощутимо сказался на работе школы. В УССР количество школ с украинским языком обучение росло. В остальных школах обучение велось на языках народов, проживавших в Украине: русском, греческом, еврейском, немецком и т.д. Следует сказать, что все развивалось по-своему....Много было неудач, но все же как и наука, как и образование, так и высшая школа былы подвергнуты не только неудачам, но и большому развитию!

Комментариев нет: