понедельник, 27 февраля 2012 г.

Развитие культуры Оренбургской губернии в период НЭПа

Развитие культуры Оренбургской губернии в период НЭПа представляет особый интерес. Это было сложное время, полное противоречий и творческих поисков. Переход к нэпу, означавший хозяйственный расчет, привел к временному сокращению ассигнований на культуру и образование.
К началу нэпа в Оренбургской губернии действовало 537 школ. Однако голод в 1921 г. и смена экономической политики сильно ударили по системе образования, подвергнув ее резкому сокращению. В этих условиях содержание школ в значительной степени легло на местное население. Была введена плата за обучение, но это давало незначительные результаты, так как 61% детей освобождался от нее (дети красноармейцев, инвалидов труда), а средств, предоставляемых на образование центром и местным бюджетом, катастрофически не хватало.
Учителя, особенно сельские, оказались в критическом положении. В губернии известны случаи найма учителей к зажиточным крестьянам в батраки и пастухи. Возникли частные или «договорные» школы, в которых по договору учитель получал за учебный год 20-50 пудов зерна. Часто эти условия не соблюдались и, проработав год, учитель не получал ничего. Финансируя образование, население определяло его содержание. Так, в одном из сел Орского уезда крестьяне изгнали учителя и пригласили батюшку учить детей закону божьему. В Уральской волости Оренбургского уезда замена учителей стала делом обычным. Хотя договорная школа появилась как вынужденная временная мера, она сыграла положительную роль, так как позволила в тяжелое для страны время обучить тысячи детей.
Нелегко приходилось и национальной школе. Состояние образования у национальных меньшинств в губернии не было на одном уровне. У татар, немцев оно было относительно благополучно, у мордвы, киргизов, чувашей поистине плачевным. Это объясняется различием экономического уровня, местопроживанием, а также традициями этих народов. Тем не менее, за годы нэпа было сделано немало, и в 1927 г. в губернии насчитывалась 131 национальная школа, 5 из них - II ступени.
Сокращение школьной сети продолжалось до середины периода нэпа. В 1925 г. благодаря высокому урожаю бюджет губернии возрос, что позволило увеличить расходы на образование. Из 93 договорных школ 56 было включено в местный бюджет, впервые выделены средства на отопление и их капитальный ремонт. В 1927 г. в Оренбургской губернии действовало 588 школ, из которых 17 - II ступени.
Одной из основных проблем школьного развития была нехватка учительских кадров. Учителей готовили Татарский, Киргизский и Практический институты народного образования, а также педагогический техникум, созданный в 1921 г. на базе трехгодичных учительских курсов. Эти учебные заведения выпускали учителей не только для губернии, но и для республики в целом. В 1921 г. для подготовки в вузы в Оренбурге был создан первый рабфак. Из 125 слушателей выпуск 1-го года составил 35 человек.
Ликвидация неграмотности, активно начавшаяся после революции, в период нэпа сбавила темпы. Голод, эпидемия, бегство работников просвещения сделали невозможной работу среди населения. В 1921—1922 гг. ликвидация неграмотности в основном проводилась лишь среди красноармейцев и милиции. В губернии работала 31 школа, 20 из которых - в Оренбурге.
В 1925 г. был проведен учет неграмотного населения Оренбуржья, к которому причислялись лица, не умеющие читать и писать. Их численность составляла 47872 человека, из которых 80% — женщины. Практиковались индивидуально-групповые методы обучения, проводились агитационные кампании, однако результаты были скромными. Ввиду недостатка средств пропускная способность ликпунктов была чрезвычайно мала. Так, в Каширинском уезде, где грамотных было 20543 человека, таких пунктов было всего 9, они могли охватить лишь 2,4% от числа неграмотных.
Ликвидацию неграмотности в Оренбургской губернии планировали закончить к 10-летию Октябрьской революции, но к 1927 г. 42038 человек еще не умели ни читать, ни писать. В основном с неграмотностью было покончено к началу 30-х годов.
Объясните, почему количество детей рабочих и служащих уменьшалось?

2 комментария:

Alisha комментирует...

я не поняла вопрос... уменьшилось в школах или вообще?

Natali комментирует...

Уменьшилось в школах!!!!!